Клюква делает бактерий чувствительнее к антибиотикам

Согласно новому исследованию, проантоцианидины – биологически активные вещества, содержащиеся в ягодах клюквы крупноплодной (Vaccinium macrocarpon) – делают ряд патогенных для человека бактерий чувствительнее к антибиотикам. После обработки этими веществами бактерии погибают от более низких доз антибиотика и не вырабатывают устойчивость к нему.

Эффективность проантоцианидинов была проверена на кишечной палочке (Escherichia coli), синегнойной палочке (Pseudomonas aeruginosa) и бактерии Proteus mirabilis, которая часто вызывает инфекционные заболевания кишечника, мочевыводящих путей и почек. В качестве антибиотика в опытах использовался тетрациклин. «Мы надеемся сократить дозы антибиотиков, необходимых для лечения людей и ветеринарии, в рамках усилий по борьбе с устойчивостью к антибиотикам, – говорит профессор Университета Макгилла Натали Туфенкджи (Nathalie Tufenkji). – Обычно, когда мы применяем антибиотики в лаборатории, со временем бактерии приобретают устойчивость к ним. Но если мы одновременно обрабатывали бактерии антибиотиком и экстрактом клюквы, резистентность не развивалась. Мы были очень удивлены этим, и рассматриваем это как важную возможность».

Анализ показывает, что содержащиеся в клюкве вещества воздействуют на бактерии двумя способами. Во-первых, они делают бактериальную клеточную стенку более проницаемой для антибиотика, а во-вторых, блокируют механизм, используемый бактериями для устранения антибиотика из клетки.

Исследование опубликовано в журнале Advanced Science.