Астрономы получили детальные снимки туманности Тарантул

Туманность Тарантул, ярко сияющая на расстоянии около 160 000 световых лет от нас – самая заметная и красивая деталь в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике нашей Галактики Млечного Пути. Обзорный телескоп VLT в обсерватории Параналь в Чили получил исключительно детальные изображения этой области и ее плотно заполненных звездами окрестностей. В поле различаются звездные скопления, светящиеся газовые облака и рассеянные остатки взрывов сверхновых. С таким высоким разрешением изображение этой области получено впервые. О полученных результатах сообщает пресс-релиз Европейской Южной обсерватории.

Туманность Тарантул, известная еще как 30 Золотой Рыбы (30 Doradus) – самая яркая и бурно развивающаяся область звездообразования в Местной Группе галактик. Она простирается более чем на 1000 световых лет в созвездии Золотой Рыбы, видимом только на небе южного полушария. Эта великолепная туманность является частью Большого Магелланова Облака, карликовой галактики размером всего примерно 14 000 световых лет, одной из ближайших к Млечному Пути. В центре туманности Тарантул находится гигантское молодое звездное скопление NGC 2070. В плотном ядре этой области, в которой происходит вспышка звездообразования, R136, находятся некоторые из самых массивных и имеющих наиболее высокую светимость из всех известных звезд. Яркое свечение самой Туманности Тарантул впервые заметил французский астроном Николя-Луи Лакайль (Nicolas-Louis de Lacaille) в 1751 году.

Другое, значительно более старое звездное скопление в туманности Тарантул – Hodge 301, в котором по меньшей мере 40 звезд в прошлом вспыхнули в виде сверхновых, распространив газовые потоки по всей области. Один из остатков этих сверхновых – «сверхпузырь» SNR N157B, заключающий в себе рассеянное звездное скопление NGC 2060. Это скопление впервые наблюдал британский астроном Джон Гершель (John Herschel) в 1836 году на 18,6-дюймовом рефлекторе на Мысе Доброй Надежды в Южной Африке. На окраине туманности Тарантул в правом нижнем углу кадра, можно идентифицировать место вспышки знаменитой сверхновой SN 1987A.

Слева от Туманности Тарантул можно увидеть яркое рассеянное скопление NGC 2100 с сияющей россыпью голубых звезд в окружении красных. Это скопление открыл шотландский астроном Джеймс Данлоп (James Dunlop) в 1826 г. во время своей работы в Австралии на 9-дюймовом (23-см) рефлекторе собственного изготовления.

В центре снимка – звездное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074, еще одна крупная область звездообразования, открытая Джоном Гершелем. Внимательно приглядевшись, можно заметить темное пылевое образование в форме головы лошади. Это “Туманность Конская Голова в Большом Магеллановом Облаке” – гигантский пылевой столб длиной примерно в 20 световых лет, почти вчетверо больше расстояния от Солнца до ближайшей к нему звезды Альфы Центавра. Эта туманность обречена на исчезновение в течение ближайшего миллиона лет: по мере того, как в скоплении будут образовываться новые звезды, их излучение и мощный звездный ветер постепенно рассеют пылевые столбы в пространстве.

Получить это замечательное изображение стало возможно только благодаря специально спроектированной для телескопа VST 256-мегапиксельной камере OmegaCAM. Фото составлено из изображений, полученных с OmegaCAM в четырех различных цветных светофильтрах, один из которых выделяет красное свечение ионизованного водорода.