Установлены новые неандертальские гены у современных людей

Международный коллектив ученых завершил прочтение очередного неандертальского генома. На этот раз генетический материал был извлечен из фрагмента кости возрастом 50 тысяч лет, найдено в хорватской пещере Виндия. Генетические данные помогли определить новые варианты генов, которые были получены современными людьми от неандертальцев. Среди них есть гены, связанные с накоплением жира на животе, уровнем холестерина, повышенным риском шизофрении и других заболеваний.

Первым исследованным геномом неандертальца был составной геном из останков трех человек, найденных также в пещере Виндия. В течение последующих нескольких лет было секвенировано еще два неандертальских генома, в том числе и образец из Алтая возрастом 122 тысячи лет. Эти исследования позволили установить, какие гены проникли в геном современных людей в результате скрещивания с неандертальцами после выхода из Африки. Подробнее об этом можно прочитать в предшествующих очерках (1, 2, 3).

В недавнем исследовании, которое опубликовал American Journal of Human Genetics, Джанет Келсо (Janet Kelso) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и ее коллеги проанализировали генетические и физические характеристики более 112 000 человек, чтобы определить, какую часть неандертальской ДНК они унаследовали. Как они выяснили, гены неандертальцев (выявленные в алтайском образце) часто влияют на процессы, связанные с действием солнечного света: загар, цвет волос, ритм сна и бодрствования и настроение человека.

Неандертальцы из пещеры Виндия жили гораздо ближе и по времени, и географически к периоду скрещивания сапиенсов и неандертальцев, которое произошло на Ближнем Востоке около 50 – 60 тысяч лет назад. Поэтому группа Кая Прюфера (Kay Pr?fer) из Института эволюционной антропологи решила исследовать их геном при помощи появившихся недавно улучшенных методов извлечения и секвенирования древней ДНК.

В результате Прюфер и его коллеги обнаружили 16 новых вариантов неандертальских генов, переданных современным людям. К ним относятся гены, регулирующих уровнь холестерина и витамина D в организме. Новый геном из пещеры Виндия также позволил исследователям лучше рассчитать, какая доля ДНК была унаследована от неандертальцев различными группами современных людей. У жителей Восточной Азии она оказалась выше (2,3% - 2,6%), чем у людей Западной Азии и Европы (1,8% - 2,4%). Прюфер и его коллеги подтвердили также, что предки 122 000-летнего алтайского неандертальца тоже скрещивались с Homo sapiens, но гораздо раньше – более 130 000 лет назад. Прюфер отмечает и то, что гены неандертальцев Алтая и пещеры Виндия удивительно похожи и что столь ограниченное генетическое разнообразие предполагает, что неандертальцы жили в небольших изолированных группах, состоящих примерно из 3000 особей репродуктивного возраста.

Исследование опубликовано в журнале Science.