Бактерии могут повреждать и защищать старинные картины

Елизавета Каселли (Elisabetta Caselli) из Университета Феррары и ее коллеги исследовали сообщества бактерий и грибов живущих на поверхности старинных картин. Они нашли целый ряд видов, разрушающих красочный слой, и одновременно доказали эффективность биологического средства борьбы с этой опасностью. Разработанное ими средство представляет собой культуру трех видов бактерий, который подавляют деятельность других бактерий и, следовательно, могут быть использованы для защиты картин.

Для исследования была использована картина «Коронация Девы Марии», написанная итальянским художником Карло Бонони в 1620 году. Ученые взяли фрагмент живописного слоя площадью четыре квадратных миллиметра рядом с поврежденной частью картины. В ходе работы удалось выделить штаммы бактерий Staphylococcus и Bacillus, а также грибов из родов Aspergillus, Penicillium, Cladosporium и Alternaria. Исследователи отметили, что некоторые популярные пигменты XVII века оказались особенно хорошей питательной средой для микроорганизмов.

В других своих работах Елизавета Каселли и ее коллеги занимаются проблемой борьбы с возбудителями внутрибольничных инфекций. Теперь они применили свой опыт для защиты живописи от разрушения бактериями. Ученые размножили выделенные ими на картине микроорганизмы на питательной среде и протестировали разработанное ранее средство. Оно состоит из спор трех видов бактерий: Bacillus subtilis, Bacillus pumilus и Bacillus megaterium. Помещенные в питательную среду, эти бактерии весьма эффективно ингибируют развитие всех остальных бактерий и грибов, так что могут быть использованы для защиты картин.

Исследование опубликовано в электронном научном журнале PLOS ONE.