Шампиньоны в симбиозе с бактериями стали вырабатывать электричество

Группа ученых из Технологического института Стивенса в Нью-Джерси создала «бионический гриб», способный вырабатывать электричество, благодаря симбиозу с цианобактериями, поселенными на поверхность гриба.

Способность цианобактерий производить электричество хорошо известна биологам. Однако использовать ее в биоинженерных системах сложно, потому что цианобактерии не могут долго выживать на искусственных биосовместимых поверхностях. Чтобы решить эту проблему, авторы нынешнего исследования предложили использовать обычные шампиньоны, чтобы обеспечить нужную среду для поддержания жизни бактерий в течение длительного периода: доступ к питательным веществам, необходимый уровень влажности, кислотности и температуры.

В начале эксперимента при помощи 3D-принтера на шляпку шампиньона нанесли «электронные чернила», содержащие графеновые наноленты, получив сеть электродов. Затем по спирали на шляпку нанесли раствор, содержащий цианобактерии. В результате в точках, где среда с цианобактериями пересекалась с сетью электродов, стало возможно перехватывать электроны, получаемые бактериями в процессе фотосинтеза. При помощи такой системы вырабатывался электрический ток силой около 65 наноампер.

Работа описана в статье, опубликованной журналом Nano Letters.