Около 205 миллионов лет назад динозавры стали готовиться к достижению гигантских размеров

В Аргентине были найдены окаменевшие останки динозавров, которые подтверждают, что анатомические изменения, позволившие динозаврам-зауроподами достичь гигантского размера, начали возникать примерно на 30 миллионов лет раньше, чем предполагали палеонтологи до этой находки.

Окаменелости обнаружил скотовод с севера Аргентины. «Я увидел кости внутри камней, и они, похоже, не коровьи», – сообщил он местному музею. Динозавры, описанные учеными во главе с Сесилией Апальдетти (Cecilia Apaldetti) из Национального университета города Сан-Хуан, относятся к уже известному виду лессемзавров (Lessemsaurus sauropoides), а также к ранее неизвестному виду и роду, получившему название ингенция (Ingentia prima). Длина представителей этого вида достигала 8 – 10 метров, а вес 7 – 10 тонн. Возраст находок 205 – 210 миллионов лет. И лесемзавры, и ингенция относятся к подотряду завроподоморфов, в составе которого позже появились самые крупные из динозавров, масса которых, по оценкам, могла превышать 30 тонн.

Изучив находки, палеонтологи установили, что уже у лессемзавров и ингенции появляются анатомические признаки, связанные с приспособленностью к гигантским размерам. У обоих видов имелись полости в шейных позвонках и воздушные мешки, подобные тем, что есть у современных птиц. Сходство с более поздними гигантскими видами прослеживается и в строении конечностей. Правда, пока остается непонятным, передвигались ли ингенции и лессемзавры на двух задних конечностях или уже перешли к передвижению на четырех ногах, подобно гигантам юрского периода. Большинство палеонтологов считали, что тенденция к гигантизму впервые появилась около 180 миллионов лет назад, у 11-метрового вулканодона (Vulcanodon karibaensis).

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology and Evolution.